Флуоресцентная ангиография (ФАГ)

Эффективная диагностика заболеваний глаз является ключом к успешному лечению. Наша клиника офтальмологии в Москве оснащена новейшим оборудованием экспертного уровня и использует передовые диагностические методики. Благодаря им мы можем выявить практически любые болезни глаз на самых ранних стадиях. Одним из таких методов является флуоресцентная ангиография с использованием фундус-камеры.
Флюоресцентная ангиография, исследование глазного дна на фундус-камере**

Флуоресцентная ангиография (ФАГ)

Описание метода

Сетчатка — это внутренняя оболочка глаза, отвечающая за восприятие и трансформацию световой энергии в нервный импульс. Он поступает в зрительную кору головного мозга через волокна зрительного нерва.

Кровоснабжение сетчатки обеспечивают центральная артерия и капиллярный слой хориоидеи (сосудистой оболочки глаза). Отток крови происходит в центральную вену сетчатки и глазничные вены, которые впадают в крупный кавернозный синус, располагающийся в толще мозговой оболочки.

Повреждение сосудов и закупорка их просветов тромбом или эмболом ведут к дистрофическим изменениям, отеку, кровоизлияниям в сетчатку и, как следствие, прогрессирующему снижению зрения. Традиционный осмотр глазного дна не может дать полное представление о состоянии сосудов сетчатки и хориоидеи. В этом может помочь инновационный метод диагностики — флуоресцентная ангиография с использованием фундус-камеры.

Флуоресцентная ангиография (ФАГ) — это современный метод визуализации сосудов сетчатки и хориоидеи глаза. Она позволяет выявить утечку крови или плазмы из сосудистого русла, закупорку ретинальных сосудов, зоны ишемии и другие значимые патологические изменения.

Исследование проводят с использованием специального контрастного вещества (флуоресцеина), которое вводят в локтевую вену пациента. Попадая в сетчатку, под воздействием специального света контраст начинает излучать желто-зеленое свечение. Это позволяет детально изучить строение и ход сосудов глазного дна. Фундус-камера, оборудованная фильтрами, фиксирует свечение на разных этапах прохождения контраста. Полученную серию снимков анализирует врач-офтальмолог.

Показания к проведению флуоресцентной ангиографии сетчатки на фундус-камере

Поражение сетчатки и сосудистой оболочки глаза может иметь следующие проявления:

• Снижение остроты зрения;

• Зрительные искажения в виде искривления прямых линий или изменения формы объектов;

• Слепые пятна (скотомы) в центре поля зрения;

• Мушки перед глазами;

• Вспышки или мерцание света, особенно в темноте;

• Сужение полей зрения (туннельное зрение);

• Ухудшение зрения в вечернее время суток;

• Изменение цветовосприятия (бледность или потемнение изображения);

• Двоение в глазах.

Если вы отмечаете у себя вышеописанные симптомы, обязательно обратитесь к врачу-офтальмологу для комплексного обследования.

ФАГ выполняют при подозрении на:

1. Тромбоз и эмболию артерий и вен сетчатки;

2. Возрастную макулярную дегенерацию;

3. Пигментный ретинит;

4. Центральную серозную хориоретинопатию;

5. Диабетическую ретинопатию;

6. Опухоль на глазном дне;

7. Васкулит (воспаление сосудов сетчатки).⁠

Противопоказания к исследованию

Несмотря на высокую диагностическую ценность, флуоресцентная ангиография имеет перечень противопоказаний. Исследование нельзя проводить при:

• Аллергической реакции на флуоресцеин;

• Декомпенсированном сахарном диабете;

• Тяжелых соматических заболеваниях с развитием недостаточности внутренних органов;

• Беременности и грудном вскармливании;

• Нервно-психических расстройствах;

• Недавно перенесенных острых инфекционных заболеваниях.

Вы можете не беспокоиться о том, что исследование как-то навредит вам. Перед флуоресцентной ангиографией обязательно проводится консультация врача-офтальмолога. Он оценит состояние здоровья, определит целесообразность выполнения исследования и исключит противопоказания. Если ФАГ противопоказана пациенту, мы находим иные варианты диагностики.

Какие заболевания можно выявить с помощью ФАГ на фундус-камере?

ФАГ позволяет с высокой точностью диагностировать такие серьезные глазные болезни, как:

• Диабетическая ретинопатия. Осложнение сахарного диабета, которое сопровождается повреждением кровеносных сосудов сетчатки.

• Возрастная макулярная дегенерация. Возрастной износ центральной части сетчатки ведет к появлению на глазном дне различных специфических изменений.

• Тромбоз и эмболия сосудов сетчатки. Острое нарушение ретинального кровообращения связано с закупоркой артерий или вен сетчатки.

• Центральная серозная хориоретинопатия. Из-за нарушения проницаемости сосудов хориоидеи под сетчаткой скапливается плазма, что приводит к ее отслоению в области макулы.

• Пигментный ретинит. Характеризуется прогрессирующим разрушением клеток сетчатки и пигментного эпителия.

• Опухоли сетчатки и хориоидеи. На ФАГ обнаруживают зоны аномального кровотока и неравномерного распределения контрастного вещества.

Возможные побочные эффекты ФАГ

Флуоресцентная ангиография, как и любое медицинское исследование, может сопровождаться побочными эффектами. Наиболее распространенными считаются:

1. Легкая тошнота и рвота;

2. Головная боль;

3. Кожная сыпь или зуд;

4. Аллергические реакции (редко);

5. Окрашивание кожи и мочи в желтый цвет (временно).

В большинстве случаев побочные эффекты проходят самостоятельно и не требуют медицинской помощи. Однако, если вы почувствуете какие-либо необычные и длительные симптомы, обязательно сообщите об этом врачу. Это поможет исключить возможные осложнения и обеспечит своевременную помощь в случае необходимости. Поскольку реакции на контрастные вещества у людей могут быть разными, контроль за состоянием пациента во время и после процедуры является неотъемлемой частью нашей работы.

Как проводят исследование в нашей клинике офтальмологии

Процедура флуоресцентной ангиографии проводится в амбулаторных условиях и занимает около 30 минут. До начала исследования пациенту закапывают в глаза мидриатик — средство для расширения зрачков. Это делается для того, чтобы увеличить доступ к глазному дну и улучшить визуализацию сетчатки и сосудов в заднем сегменте глаза. Когда зрачки расширились достаточно, человека усаживают прямо перед ретинальной фундус-камерой. Это небольшое цифровое устройство типа фотоаппарата, с помощью которого мы получаем снимки очень высокого качества. В некоторых случаях мы создаем коллекцию фотографий глазного дна пациента, чтобы отследить, как меняется состояние сетчатки и хориоидеи в процессе лечения.

Следующим этапом исследования является внутривенное введение контраста флуоресцеина. Пока он циркулирует, врач делает серию снимков глазного дна. Пациенту в это время необходимо сидеть неподвижно и следовать указаниям офтальмолога для получения качественных изображений. В момент фотографирования человек видит слабую вспышку. Ее невысокая яркость и инфракрасный режим работы аппарата обеспечивают комфортное проведение процедуры. Снимки глазного дна тут же выводятся на экран, архивируются, а после их анализирует офтальмолог. После завершения процедуры вы можете без проблем вернуться к обычным делам. Рекомендуется избегать интенсивных физических нагрузок и вождения транспорта в первые сутки после процедуры.

Если у вас есть признаки поражения сетчатки и требуется надежная, точная диагностика, можете обратиться к нам для обследования. У нас превосходная репутация, лучшие врачи-офтальмологи, разумные цены на услуги, быстрая запись, достоверная диагностика и эффективное лечение.

Московская офтальмологическая клиника находится по адресу: г. Москва, ул. Анны Ахматовой, д. 11к1. Записаться на прием к врачу-офтальмологу или уточнить стоимость проведения флуоресцентной ангиографии на фундус-камере можно через форму на нашем официальном сайте.