Близорукость у детей

Близорукость, или миопия — наиболее распространенная форма аномалии рефракции (аметропии). Ее обнаруживают у 45% детского населения. Коррекция близорукости является неотъемлемой частью работы врачей-офтальмологов нашей клиники.
от 0 ₽
Проверил врач:
Багиров Азер Мамедович
Генеральный директор, главный врач

Близорукость у детей

Около 95% новорожденных детей являются дальнозоркими. Это обусловлено небольшим размером глаза, который растет до 14-15 лет. Примерно к 2-летнему возрасту размер глазного яблока у ребенка достигает средних значений. Рефракция становится эмметропической, то есть пучок света фокусируется на сетчатке. При миопии преломление пучков света происходит перед сетчаткой, а на нее попадает лишь поток рассеянных лучей. Миопия может быть осевой и рефракционной. Осевая связана с передне-задним размером глаза. При миопии он превышает норму, за счет чего свет просто не достигает сетчатки. В случае с рефракционной миопией наблюдается избыточная сила преломляющих сред (роговица и хрусталик), из-за чего пучки света начинают преломляться еще до попадания на сетчатку. Более чем в половине случаев детская миопия носит комбинированный характер, то есть сила преломления не соответствует размеру передне-задней оси глаза.

Степени близорукости

Степень близорукости определяют по остроте зрения в процессе визометрии. Степень близорукости напрямую зависит от длины передней-задней оси глаза, чем больше передне-задняя ось, тем выше степень миопии.

• Миопия слабой степени — до 3 дптр;

• Миопия средней степени от 3,25 до 6 дптр;

• Миопия высокой степени — более 6,25 дптр.

Около 80% пациентов имеют слабую степень близорукости, 10-12% — среднюю степень и лишь 6% страдают от миопии высокой степени.

Увеличение длины глаза на 1-1,5 мм сопровождается развитием миопии слабой степени. Если передне-задняя ось увеличивается на 3 мм по сравнению с нормой, то у человека развивается миопия средней степени. Соответственно, превышение размеров более чем на 3 мм приведет к миопии высокой степени. Это прогрессирующее и опасное состояние, при котором происходят значительное истончение и деформация склеры, а также нарушения в кровоснабжении глаза.

Причины развития близорукости у детей

Причинами развития близорукости у детей являются:

• Наследственность. Известны семейные случаи миопии, и выделены гены, повышающие риск развития близорукости.

• Нарушение  зрительной гигиены глаз

• Первичная слабость аккомодации

• Травмы

Теория о том, что длительная зрительная работа на близком расстоянии может приводить к развитию близорукости, еще обсуждается. В ряде исследований были получены сведения о том, что привычное, избыточное напряжение цилиарной мышцы, осуществляющей аккомодацию, приводит к ее ослаблению и задержке реализации механизма. В свою очередь, задержка аккомодации стимулирует рост глаза в длину и становится причиной миопии.

Использование гаджетов, просмотр телевизора на близком расстоянии, раннее обучение письму и чтению, особенно в условиях плохого освещения, вызывают перенапряжение аккомодации и зрительную утомляемость, что может запустить механизм развития миопии. Физическая активность и прогулки на свежем воздухе доказано снижают риск развития близорукости у детей.

Симптомы близорукости у детей

Дети с близорукостью начинают щуриться, наклоняться или приближаться к объекту для лучшего рассмотрения. Может ухудшиться успеваемость в школе из-за того, что ребенок плохо видит с доски.

Среди жалоб основными являются:

• Ухудшение зрения, объекты на большом расстоянии выглядят расплывчатыми;

• Появление тяжести и боли в глазах;

• Двоение в глазах;

• Плохое сумеречное зрение;

• Головная боль и головокружение.

Учителям и родителям необходимо обращать внимание на поведение детей во время учебы и отдыха. Отсутствие коррекции детской миопии может привести к ее прогрессированию, развитию отслойки сетчатки или глаукоме, что крайне негативно отразится на зрении ребенка.

Виды близорукости

По механизму развития миопия делится на осевую и рефракционную. О них сказано выше.

По времени появления выделяют:

• Врожденную близорукость;

• Рано приобретенную близорукость;

• Близорукость школьного возраста;

• Поздно приобретенную близорукость.

Детская миопия может быть одинаковой (изометропической) на обоих глазах или разной (анизометропической) на правом и левом глазу.

По течению близорукость делят на:

• Стационарную.

• Медленно прогрессирующую (менее 1,0 дптр в течение года).

• Быстро прогрессирующую (1,0 дптр и более в течение года).

Близорукость может сопровождать астигматизм. Прогрессирующие формы миопии могут осложняться отслойкой сетчатки, глаукомой, катарактой, кровоизлияниями в стекловидное тело и т.д.

Методы лечения близорукости у детей

Самым эффективным вариантом лечения миопии у детей является оптическая коррекция с помощью очков или контактных линз. Очки и линзы имеют как преимущества, так и недостатки. Несмотря на распространенное мнение относительно безопасности и невозможности ношения контактных линз у детей, это абсолютный стереотип. Дети очень быстро учатся и могут ухаживать, надевать и снимать линзы также, как и взрослые.

При назначении очков учитывают степень миопии, состояние аккомодации, конвергенции и бинокулярного зрения. От этого зависят режим ношения и тип линз (многоканальные, бифокальные, прогрессивные или перифокальные). Контактные линзы назначают при необходимости постоянной коррекции зрения.

В нашей клинике врачи-офтальмологи занимаются подбором не только очков и мягких контактных линз, но и ортокератологическим лечением. Ортокератология играет важную роль в коррекции прогрессирующей миопии. Для лечения используют жесткие газопроницаемые линзы с ночным режимом ношения, которые изменяют форму и оптическую силу роговицы.

Помимо оптической коррекции зрения, для лечения миопии в нашей клинике офтальмологии используют:

• Плеоптическое лечение при врожденной близорукости с амблиопией (компьютерные программы, развитие аккомодации, лазерный Спекл-М)

• Хирургическое лечение (склеропластика) при прогрессирующей форме миопии.

• Лазерное лечение сетчатки при хориоретинальных дистрофиях, локальных разрывах с/без тракционного синдрома.

Также детские врачи-офтальмологи клиники подбирают эффективные медикаментозные средства, которые улучшают питание и обмен веществ в оболочках глаза.

Перед назначением любого вида терапии проводится комплексная диагностика зрения. Наша клиника офтальмологии оснащена современным оборудованием экспертного класса, которое позволяет максимально точно оценить состояние зрительной системы ребенка. В ходе диагностики и лечения детские офтальмологи всегда находятся на связи с родителями юных пациентов. Они полностью информированы о состоянии зрительных функций, плане и ходе лечения.

Если у вашего ребенка ухудшилось зрение, можете обратиться в детское отделение нашей клиники в Москве. У нас превосходная репутация, лучшие врачи-офтальмологи, разумная цена на услуги, достоверная диагностика и эффективное лечение.

Московская офтальмологическая клиника находится по адресу: г. Москва, ул. Анны Ахматовой, 11к1. Записаться на консультацию к детскому врачу-офтальмологу можно через форму на нашем официальном сайте.