Амблиопия у детей

Амблиопия встречается у 1-4% детей до 6 лет. Это заболевание требует обязательного лечения, так как длительное нарушение бинокулярного зрения ведет к стойкому снижению его остроты и ухудшению качества жизни. Детские врачи-офтальмологи Московской офтальмологической клиники проводят комплексную диагностику и используют передовые способы лечения амблиопии у детей разного возраста.
от 0 ₽
Амблиопия у детей

Что такое амблиопия?

Амблиопия, или синдром «ленивого глаза» — функциональное нарушение бинокулярного зрения, которое характеризуется снижением остроты зрения на одном или обоих глазах. Амблиопию зачастую сложно устранить одной только оптической коррекцией зрения с помощью очков или контактных линз, требуется плеоптическое лечение.

В норме головной мозг воспринимает и анализирует информацию с обоих глаз. Правильное слияние и формирование трехмерного изображения в головном мозге зависит от одновременного получения четких изображений с обоих глаз. Если зрительная информация передается не одновременно или на одном глазу становится смазанной либо искаженной, нарушается бинокулярное зрение.

Амблиопия — это нейрофизиологическое заболевание. Зрительный путь от глаз к головному мозгу при амблиопии не развивается должным образом. Это происходит вследствие неадекватной или аномальной стимуляции зрительной системы в раннем возрасте. Головной мозг начинает игнорировать изображение с плохо видящего глаза, острота зрения снижается, и развивается амблиопия.

Виды и причины амблиопии

Детская амблиопия является следствием других заболеваний глаз. В зависимости от причин, вызвавших ее, выделяют следующие виды амблиопии:

• Страбизмологическая (дисбинокулярная). Возникает в результате косоглазия, обычного расходящегося. Косящий глаз не дает образоваться цельному изображению с обоих глаз. Косящий глаз выключается головным мозгом. Зрение на нем ухудшается, он становится «ленивым», амблиопичным.
  • Рефракционная. Развивается у детей с некорригированными дальнозоркостью, близорукостью, астигматизмом и анизометропией. Причем последняя вносит больший вклад в развитие амблиопии. Картинка поступает в головной мозг нечеткой, смазанной. Это заставляет мозг сократить участие такого глаза в зрении. Его функции берет на себя здоровый глаз.
  • Депривационная (обскурационная). Причиной амблиопии служат врожденная катаракта, птоз верхнего века, гемангиома века, рубец на роговице, кровоизлияние в стекловидное тело. Эти органические изменения прерывают зрительную ось. Они не позволяют адекватно передать изображение на сетчатку и в головной мозг.
  • Макулопатическая. Развивается на фоне заболеваний сетчатки.

Также выделяют нейрогенную и психогенную форму амблиопии. Нейрогенная возникает из-за воспаления, травмы и других патологий зрительного нерва и поражения головного мозга. Причиной психогенной амблиопии может быть серьезный стресс или насилие.

Существуют факторы, которые увеличивают риск развития амблиопии в 2-6 раз. К ним относятся:

• Наличие амблиопии, аномалий рефракции у близких родственников.
  • Недоношенность (рождение до 37 недели).
  • Малый вес при рождении.
  • Задержка психического развития, а также синдром Дауна и детский церебральный паралич.

Детская амблиопия чаще развивается на одном глазу и реже бывает двусторонней.

Прогноз при синдроме «ленивого глаза»

Прогноз зависит от времени обращения и начала лечения амблиопии. Если лечение было назначено в возрасте до 5 лет, у ребенка хорошая исходная острота зрения и сохраняется приверженность к лечению, то прогноз считается благоприятным.

Отсутствие лечения влечет за собой ухудшение зрения и, как следствие, снижение качества жизни. У ребенка с прогрессирующей амблиопией хуже навыки чтения и моторики. Постепенно снижается успеваемость в школе. Ему сложно участвовать в спортивных и других школьных мероприятиях. В будущем у подростка могут появиться трудности с выбором профессии. Кроме того, у детей и подростков с амблиопией выше риск попасть в дорожно-транспортное происшествие.

Как распознать амблиопию у детей?

У многих детей, особенно с анизометропией, амблиопия может протекать бессимптомно длительное время. Здоровый глаз компенсирует нарушения, но по мере прогрессирования заболевания состояние может ухудшиться.

Очень важно посещать профилактические осмотры детского врача-офтальмолога, так как зачастую амблиопия обнаруживается непосредственно во время приема.

Родители могут заподозрить амблиопию по следующим признакам:

• Ребенок прищуривает глаза и наклоняет голову, когда играет, читает или смотрит телевизор.
  • Ребенок пытается прикрыть один (амблиопичный) глаз, чтобы лучше рассмотреть объект.
  • Присутствует косоглазие, то есть отклонение глаза от центральной оси. Он может «смотреть» в разные стороны. Часто внутрь, по направлению к носу или вбок, к виску.
  • Ребенок часто спотыкается. Заметно нарушение координации движений.
  • У младенца можно заметить маятникообразное движение глаз (нистагм).
  • Ребенок может неправильно воспринимать цвета и плохо видеть в вечернее время суток.

Кроме признаков амблиопии, вы можете заметить симптомы других заболеваний, которые могли стать причиной нарушения бинокулярного зрения. При птозе верхнее веко опущено и прикрывает часть глазного яблока. На веке вы можете увидеть образование красного или бурого цвета. Это гемангиома. Также если взглянуть на зрачок, то можно увидеть помутнение хрусталика (катаракту). При ней зрачок будет серого, а не черного цвета.

Чтобы установить диагноз «амблиопия» у ребенка, необходимое комплексное обследование. Московская офтальмологическая клиника оснащена современным оборудованием экспертного класса, которое позволяет нам быстро устанавливать правильные диагнозы.

Наша клиника офтальмологии помогает детям разных возрастов. Детские врачи-офтальмологи проводят полную диагностику для точного определения причин ухудшения зрения.

Консультация проходит в 2 этапа:

1. Опрос и осмотр маленького пациента, во время которых врач уточняет симптомы и анамнез ребенка.

2. Аппаратные исследования:

• Оценка остроты зрения.
  • Авторефрактометрия для поиска близорукости, дальнозоркости и астигматизма.
  • Осмотр глазного дна с помощью щелевой лампы.
  • Тесты на зрительную фиксацию и исследование бинокулярного зрения.

При необходимости в нашей клинике офтальмологии вы также можете сделать УЗИ глазного яблока и оптическую когерентную томографию.

Как лечить синдром «ленивого глаза» у детей?

Для определения тактики лечения детский врач-офтальмолог сначала определяет тип амблиопии и степень ее тяжести.

Выделяют 4 степени тяжести синдрома «ленивого глаза»:

• Слабая. Острота зрения 0,8-0,4.
  • Умеренная. Острота зрения 0,3-0,2.
  • Высокая. Острота зрения 0,1-0,05.
  • Очень высокая. Острота зрения ниже 0,04.

Целью лечения амблиопии является стимуляция зрительной функции на амблиопичном глазу. Головной мозг должен начать воспринимать информацию с этого глаза. Это реализуется комплексно с помощью следующих методов:

1. Оптическая коррекция зрения. Для детей можно использовать как очки, так и мягкие контактные линзы (желательно ежедневные). Очки позволяют корректировать аномалии рефракции, в том числе анизометропию (разная рефракция на правом и левом глазу). Обычно назначаются в режиме постоянного ношения. Одной оптической коррекции может быть достаточно только при анизометропии, в остальных случаях требуется окклюзионная терапия.

2. Плеоптическое лечение.

• Окклюзия и пенализация. Способы основаны на выключении здорового глаза из зрительного процесса. Таким образом происходит стимуляция, поощрение амблиопичного глаза. Для окклюзии используют специальные пластиковые окклюдеры, прикрепляемые к очковой оправе, наклейки или самодельные мягкие шторки, занавески. Окклюзию могут назначить на весь день (снимают ночью), на несколько часов в день, через день — в зависимости от степени снижения остроты зрения. Этот вид окклюзии сложно использовать у детей 3-5 лет, так как они часто срывают наклейки и снимают очки. Для таких случаев можно использовать фармакологическую санацию (пенализацию). В здоровый глаз закапывают капли, расширяющие зрачок и снижающие зрение. С помощью этого подхода здоровый глаз выключается на время действия препарата. При этом снять очки или сорвать наклейку невозможно. Ребенок привыкает и начинает видеть лучше. Медикаментозную пенализацию не используют при близорукости.
  • Цветоимпульсная макулостимуляция с помощью очков-тренажеров.
  • Лечебные компьютерные программы и онлайн-ресурсы (EYE, AmblyoPlay, SEN Switcher).

3. Ортоптическое лечение. Направлено на восстановление правильной работы зрительных путей, идущих от обоих глаз к головному мозгу. Для этого проводят упражнения на приборе для развития бинокулярного зрения — синоптофоре, с разделением полей зрения каждого глаза. Парные тест-объекты для обоих глаз подвижны и могут быть расположены под любым углом.

4. Диплоптическое лечение без разделения полей зрения. Упражнения на аппарате «Форбис» или использование метода цветных светофильтров позволяет эффективно восстановить бинокулярное зрение.

5. Стереоптическое лечение с использованием 3D-технологий. Самый современный способ лечения амблиопии.

6. Хирургическое лечение. Необходимо в случаях врожденной катаракты, птоза верхнего века и косоглазия.

Детские врачи-офтальмологи нашей клиники учитывают возраст и пожелания родителей. Мы подробно объясняем, как проводить окклюзию и как объяснять ребенку о необходимости ношения очков и окклюдера. Если ребенок нарушает режим окклюзии, мы можем предложить медикаментозную пенализацию. В процессе терапии необходимо посещать осмотры для оценки динамики лечения и ее коррекции по необходимости.

В ходе диагностики и лечения детские офтальмологи всегда находятся на связи с родителями юных пациентов. Они полностью информированы о состоянии зрительных функций, плане и ходе лечения.

Если у вашего ребенка ухудшилось зрение, можете обратиться в детское отделение нашей клиники в Москве. У нас превосходная репутация, лучшие врачи-офтальмологи, разумная цена на услуги, достоверная диагностика и эффективное лечение.

Московская офтальмологическая клиника находится по адресу: г. Москва, ул. Анны Ахматовой, 11к1. Записаться на консультацию к детскому врачу-офтальмологу можно через форму на нашем официальном сайте.