Блефарит у детей

Дети получают огромное количество информации об окружающем мире через глаза. Но нередко они трут их не очень чистыми руками, а во время игры на веки и конъюнктиву может попасть песок или другие инородные предметы, которые провоцируют воспаление. Те дети, чей иммунитет до конца не созрел либо ослаблен вследствие болезни, авитаминоза, находятся в группе риска по блефариту.
Первичная консультация врача - офтальмолога

Блефарит у детей

Что такое блефарит?

Блефарит — часто встречающееся воспалительное заболевание глаз, имеющее тенденцию к хроническому течению. Считается, что некоторые дети могут быть больше других предрасположены к развитию блефарита. Обычно это связано с наследственностью. Их иммунная система бурно реагирует на активно размножающиеся условно-патогенные микроорганизмы естественной флоры и их токсины.

Блефарит может быть острым и хроническим. При острой форме отек и воспаление развиваются быстро, в течение нескольких часов или дней. Возможно появление краевых язв на веках при бактериальной инфекции. Хронический блефарит отличается длительным, но менее выраженным воспалением. На веках часто появляются халязион или ячмень. Образуются желтые чешуйки, которые склеивают ресницы.

Как правило, воспаление затрагивает переднюю часть края века, где располагаются ресницы, или заднюю поверхность, в области мейбомиевых желез. Эти железы выделяют особый маслянистый секрет из липидов, который уменьшает испарение слезной пленки и сохраняет конъюнктиву глаза увлажненной.

Чаще всего блефаритом болеют дети от 3 до 5 лет. Это связано с тем, что их иммунная система еще до конца не сформирована. Любые негативные факторы могут спровоцировать воспаление.

Детский блефарит делится на несколько видов в зависимости от симптомов и причин его развития:

• Чешуйчатый (себорейный);

• Язвенный (при стафилококковой и стрептококковой инфекциях);

• Демодекозный и угревой;

• Мейбомиевый (при закупорке протоков сальных желез);

• Простой, без патологического отделяемого и корочек.

При обнаружении блефарита мы уделяем особое внимание тактике лечения, так как болезнь часто рецидивирует. Кроме того, дети в большей степени, чем взрослые, склонны к тяжелому течению заболевания, с распространением процесса на роговицу.

Причины развития блефарита у детей

Выделяют инфекционный и неинфекционный блефарит.

Причиной инфекционного блефарита у ребенка чаще всего становятся бактерии естественного микробиома — стафилококки или стрептококки. Реже встречается вирусное, а именно герпесное поражение век. Клещ демодекс также может стать причиной инфекционного блефарита.

Дисфункция мейбомиевых желез — основная причина неинфекционного блефарита. Из-за нарушения состава слезной жидкости выводные протоки и устья желез заполняются твердыми, восковидными пробками. Присоединяется инфекция, развивается блефарит.

Себорейный дерматит и розацеа — главные кожные провоцирующие факторы воспаления. Механизм развития блефарита на фоне дерматологических болезней объясняется закупоркой протоков мейбомиевых желез чешуйками кожи и плотным себумом.

Аллергия на пыльцу растений, косметические средства, продукты питания могут вызвать острое неинфекционное воспаление век.

Способствуют развитию болезни у ребенка:

• Нарушения рефракции. Отсутствие, как и неправильная оптическая коррекция, может привести к воспалению век.

• Синдром «сухого глаза». Изменение состава слезной жидкости вызывает жжение и ощущение «песка» в глазах, из-за чего ребенок часто трет их руками, повышая риск занесения инфекции.

• Дефицит витаминов. Недостаток витаминов А и С плохо сказывается на защитных свойствах кожи. Она хуже регенерирует и очень восприимчива к различным инфекциям.

• Сахарный диабет. Гипергликемия вызывает множество патологических изменений, в первую очередь в сосудах. Плохое кровоснабжение кожи и глазного яблока повышает риск развития блефарита.

• Неправильный уход за контактными линзами. При нарушении режима ношения и плохой гигиенической обработке линз значительно возрастает риск попадания бактерий или акантамебы на слизистую век и глаз. ⁠

Симптомы детского блефарита

Заметить воспаление век у ребенка несложно. Даже при простом визуальном осмотре вы сможете заподозрить заболевание. Обычно поражаются оба глаза. Самыми частыми признаками блефарита у детей являются:

• Отечность и покраснение век;

• Зуд и жжение век, из-за чего ребенок часто трет глаза;

• Ощущение инородного тела в глазах;

• Слезотечение;

• Повышенная чувствительность к свету;

• Язвочки на коже век;

• Серозное или гнойное отделяемое из век;

• Чешуйки и корочки на ресничном крае века;

• Покраснение конъюнктивы;

• Уплотнение по краю века;

• Снижение остроты зрения;

• Слипание, выпадение и неправильный рост ресниц.

Диагностика блефарита в нашей клинике офтальмологии

Диагностика в нашей клинике в Москве осуществляется согласно международным стандартам. Мы не проводим ненужных исследований и анализов. В большинстве случаев для верного диагноза достаточно осмотра и беседы.

Сначала детский офтальмолог проводит опрос и осмотр. Для второго он использует новейшую щелевую лампу. Биомикроскопия глаз помогает рассмотреть протоки мейбомиевых желез, кожу века и ресницы, а также оценить количество слезной жидкости.

Чтобы определить остроту зрения и выявить нарушения рефракции, мы выполняем визометрию и авторефрактометрию. Наша клиника офтальмологии оснащена новейшим диагностическим оборудованием, которое обеспечивает быструю и точную диагностику.

Лечение блефарита у детей

Детские офтальмологи разрабатывают стратегию лечения с учетом причины развития заболевания.

В первую очередь, необходимо укрепить иммунитет и устранить все провоцирующие факторы блефарита. Разнообразное и рациональное питание, прогулки на свежем воздухе, прием витаминов повышают иммунные силы организма и снижают риск развития блефарита. Важно соблюдать гигиену глаз. Ежедневно проводить очищение век ребенка. При развитии блефарита специалисты рекомендуют делать теплые влажные компрессы на глаза, деликатно удалять корочки и чешуйки с кожи, выполнять легкий массаж век, освобождающий протоки от секрета мейбомиевых желез.

Что касается медикаментозного лечения блефарита, то у детей спектр используемых препаратов ограничен. Мы назначаем только проверенные и безопасные лекарства, которые прошли клинические испытания.

При инфекционном блефарите может быть назначена местная антибактериальная и противовоспалительная терапия. Лечение демодекозного блефарита включает противопаразитарные средства. Если причиной покраснения и отека век стала аллергия, мы стараемся обнаружить и исключить аллерген, а для уменьшения припухлости век назначаем антигистаминные средства. Себорейный блефарит может потребовать участия врача-дерматолога в процессе лечения.

Если на этапе диагностики детский офтальмолог находит у ребенка факторы, которые могут способствовать развитию блефарита, он обязательно занимается их устранением. Чаще всего в нашей практике встречаются нарушения рефракции, синдром «сухого глаза», ошибки в уходе за контактными линзами.

Если вы заметили, что глаза вашего ребенка покраснели, веки отекли, появилось гнойное или слизистое отделяемое и корочки, можете обратиться за обследованием и лечением в нашу клинику офтальмологии. У нас превосходная репутация, лучшие врачи-офтальмологи, разумные цены на услуги, быстрая запись, достоверная диагностика и эффективное лечение.

Московская офтальмологическая клиника находится по адресу: г. Москва, ул. Анны Ахматовой, д. 11к1. Записаться на прием к детскому врачу-офтальмологу или уточнить стоимость диагностики и лечения блефарита у детей можно через форму на нашем официальном сайте.