Врожденная катаракта

Многие люди привыкли думать, что катаракта — это болезнь исключительно пожилого возраста. Но на самом деле ежегодно во всем мире рождается 20 000 — 40 000 детей с катарактой. Своевременно выявить и вылечить врожденную катаракту — одна из главных задач детских врачей-офтальмологов нашей клиники.

Кудряшова Елена Александровна
Ахмедова Леман Имамгулу кызы
Врожденная катаракта

Детская катаракта — что это?

Хрусталик представляет собой двояковыпуклую прозрачную линзу, которая располагается сразу за радужной оболочкой и выполняет функцию преломления и проведения изображения на сетчатку. Хрусталик на 66% состоит из воды и на 33% из белков кристаллинов. Он имеет волокнистую структуру и не содержит сосудов и нервов.

Когда беременность протекает с сопутствующими заболеваниями, где необходимо медикаментозное лечение матери, или имеются вредные привычки, которые воздействуют на развитие структур глаза ребенка уже в первом триместре, данные неблагоприятные факторы вызывают поломки и мутации. Это ведет к нарушению нормальной микроархитектуры хрусталика и развитию катаракты.

Врожденная катаракта — это частичное или полное помутнение хрусталика, которое проявляется при рождении или в течение первого года жизни. У 5-20% детей врожденная катаракта становится причиной необратимой слепоты.

Врожденная катаракта может быть односторонней и двусторонней. При этом причина более 50% случаев остается до конца неизвестной. По степени помутнения катаракту делят на частичную и полную. Зоны помутнения могут располагаться как в центре, так и на периферии.

Выделяют несколько наиболее распространенных форм детской катаракты по морфологии и локализации:

• Ядерная. Помутнение расположено в центре хрусталика.
  • Полярная. Помутнение в области передней или задней капсулы хрусталика. Если они соединяются, формируется веретенообразная катаракта.
  • Атипичная. Причудливой формы (звездчатая, коралловидная, точечная) помутнения, которые частично поражают хрусталик.

С клинической точки зрения выделяют визуально значимые и незначимые формы врожденной катаракты. Что это значит? При визуально значимых формах происходит выраженное ухудшение зрения, развивается нистагм, амблиопия и косоглазие. Существует риск потери зрения на один или оба глаза. При визуально незначимых формах зрение страдает немного. Это не нарушает качество жизни ребенка.

Причины врожденной катаракты

Врожденная катаракта, в зависимости от причины, бывает наследственной и ненаследственной. ¼ часть всех врожденных катаракт оказывается наследственной, остальные развиваются из-за других причин.

Генетически обусловленная детская катаракта может передаваться как от отца, так и от матери. Значимая часть наследственных форм вызвана нарушением обмена веществ (галактоземия, сахарный диабет, синдром Марфана, синдром Дауна, врожденный ихтиоз, врожденный амавроз и другие).

Ненаследственными причинами чаще всего являются патологии внутриутробного развития. К ним относятся:

• Инфекции у беременной (краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирус, герпес, грипп).
  • Интоксикация алкоголем.
  • Побочные эффекты лекарств (глюкокортикостероиды, амиодарон, снотворные).
  • Дефициты витаминов А, Е, С и группы B.
  • Резус-конфликт матери и плода.
  • Недоношенность.
  • Заболевания эндокринной, сердечно-сосудистой системы у беременной.

Самым опасным периодом для зрения плода является 2-3 неделя беременности.

Симптомы врожденной катаракты

Признаки, указывающие на возможную катаракту у ребенка:

• В отверстии зрачка можно увидеть серые или белые пятна, точки, тяжи.
  • Ребенок не следит за объектом двумя глазами, поворачивает голову, чтобы его рассмотреть.
  • Появилось ритмичное дрожание глаз (нистагм), они как будто блуждают или трясутся.
  • Ребенок остро реагирует на яркий свет, начинает плакать и капризничать.
  • Отмечается косоглазие, в основном глаз «смотрит» на нос.

Если вы обнаружили такие симптомы у своего ребенка, обязательно обратитесь за консультацией к детскому врачу-офтальмологу. В Московской офтальмологической клинике работают профессионалы высокого уровня. Наши доктора опираются на принципы доказательной медицины и используют научно обоснованные методики. Вы можете довериться им в вопросах здоровья органов зрения.

Диагностика заболевания у детей в нашей клинике

Заподозрить врожденную катаракту можно в первые часы после появления малыша на свет. Еще в роддоме его осматривает доктор, который проводит тест на красный рефлекс глазного дна (тест Брюкнера). Он помогает оценить прозрачность оптических сред глаза и основан на отражении света от глазного дна. При врожденной катаракте свет не сможет в полной мере отразиться, из-за чего врач не зафиксирует красного отблеска при офтальмоскопии. Отрицательный результат тестирования является показанием для обращения в детское отделение клиники офтальмологии.

Для достоверной диагностики врожденной катаракты у детей мы проводим:

• Тщательный опрос, сбор жалоб и семейного анамнеза. Выясняем, как проходили беременность и роды, болела ли чем-то мать ребенка, какие лекарства принимала, есть ли у нее хронические заболевания.
  • Визуальный осмотр глаз, век, слезных протоков. Проверяем реакцию зрачков и движения глазных яблок.
  • Проверку остроты зрения у детей постарше. Для этого используют таблицы с картинками, знаками, цифрами, буквами.
  • Осмотр глазного дна.
  • Биомикроскопию. Детальный осмотр структур глаза с помощью щелевой лампы.
  • Бесконтактное измерение внутриглазного давления.
  • Авторефрактометрию.
  • УЗИ глазного яблока.

На предоперационном этапе выполняют кератометрию и биометрию для расчета мощности интраокулярной линзы.

Очень важно своевременно обратиться за помощью к детским врачам-офтальмологам. Ведь от этого зависит здоровье не только глаз вашего ребенка, но и его психофизическое развитие.

Наша клиника офтальмологии оснащена самым современным диагностическим оборудованием, благодаря чему результаты исследований получаются максимально точными и достоверными.

Лечение катаракты у детей

Тактика лечения определяется степенью тяжести заболевания. При визуально незначимых формах врожденной катаракты ребенка можно вести консервативно, то есть ограничиться регулярными осмотрами у врача-офтальмолога, медикаментозным лечением препаратами, расширяющими зрачок, и/или коррекцией амблиопии.

Визуально значимые формы врожденной катаракты, когда зрение прогрессивно ухудшается, нужно лечить оперативно. Лечение катаракты у детей принципиально отличается от тактики у взрослых. В первую очередь, это обусловлено ростом глазного яблока и тонкой, нежной структурой его тканей.

В зависимости от тяжести заболевания, операцию по удалению катаракты делают до или после 6 месяцев. Если поражение одностороннее, то операцию можно выполнить в возрасте 4-6 недель, а если двустороннее — в 6-8 недель.

Суть оперативного вмешательства заключается в фрагментации и извлечении из глаза измененного хрусталика. Операция называется «факоэмульсификация с аспирацией». На втором этапе, если позволяют структуры глаза, может быть установлена интраокулярная линза (ИОЛ), которая выступает в качестве новой преломляющей среды. ИОЛ создает условия, максимально близкие к естественным, что обеспечивает нормальное физиологическое развитие зрения. Для успешного функционирования линзы важно провести правильные расчеты ее мощности.

Мы устанавливаем гибкие акриловые линзы с высоким профилем безопасности и биосовместимости. Для расчета мощности используем формулы с минимальной прогностической ошибкой, которые позволяют вывести оптимальные параметры для каждого ребенка.

После операции детям назначают оптическую коррекцию зрения специальными очками или контактными линзами, а также проводят плеоптическое лечение косоглазия и амблиопии при их обнаружении. Плеоптика — это лечебное направление в офтальмологии, которое занимается повышением остроты зрения, развитием бинокулярного зрения путем стимуляции клеток сетчатки специальными программами и аппаратами.

Если у вашего ребенка есть подозрения или установленный диагноз врожденной катаракты, можете обратиться в нашу клинику офтальмологии в Москве. У нас превосходная репутация, лучшие врачи-офтальмологи, разумные цены на услуги, быстрая запись, достоверная диагностика и эффективное лечение.

Московская офтальмологическая клиника находится по адресу: г. Москва, ул. Анны Ахматовой, д. 11к1. Записаться на прием к детскому врачу-офтальмологу или уточнить стоимость диагностики и лечения катаракты у детей можно через форму на нашем официальном сайте.