Врожденная глаукома

Высокое внутриглазное давление в детском возрасте грозит развитием катаракты, истончением и разрывами склеры, отслоением сетчатки, слепотой. Около 6,5% детей с врожденной глаукомой теряют зрение. Именно поэтому очень важно своевременно пройти обследование и начать лечение заболевания у грамотных специалистов.

Кудряшова Елена Александровна
Ахмедова Леман Имамгулу кызы
Врожденная глаукома

Что такое врожденная глаукома?

Внутри глазного яблока постоянно циркулирует жидкость — водянистая влага. Она питает и увлажняет структуры глаза. Водянистая влага образуется в цилиарном теле. После она перетекает в заднюю, а потом в переднюю камеру глаза. Через трабекулярную сеть жидкость попадает в шлеммов канал и возвращается в системный кровоток.

При глаукоме отток жидкости нарушен. Это провоцирует рост внутриглазного давления и растяжение глазного яблока, что негативно сказывается на структуре и функциях глаза. Из-за высокого давления повреждаются и постепенно атрофируются клетки зрительного нерва.

Врожденная глаукома считается редкой патологией. Заболеваемость составляет 1 случай на 10 000 - 20 000 новорожденных.

Глаукома подразделяется на первичную и вторичную. Первичная врожденная глаукома — самостоятельное заболевание, которое возникает из-за ряда генетических мутаций. Вторичная форма развивается на фоне других заболеваний, в том числе глаза, например, при афакии, синдроме Патау, Эдвардса, аниридии, нейрофиброматозе, а также из-за инфекций матери во время беременности (краснуха, герпес, цитомегаловирус) и интоксикации плода алкоголем или некоторыми лекарствами.

Выделяют несколько подвидов врожденной глаукомы, в зависимости от возраста дебюта:

• Истинная глаукома (около 40% случаев) проявляется сразу после рождения или в течение первого месяца жизни.
  • Инфантильная (детская) глаукома (около 50% случаев) возникает в раннем детстве до 3 лет.
  • Ювенильная глаукома (около 10% случаев) демонстрирует свои симптомы после 3-летнего возраста.

Для оценки внутриглазного давления используют следующую градацию:

• Нормальное давление (не превышает 23 мм рт. ст.). Отека роговицы не наблюдается.
  • Умеренно повышенное. Давление повышается до 30 мм рт. ст. Периодически развивается отек роговицы, но помутнения нет.
  • Высокое (от 31 до 40 мм рт. ст.). Отек роговичной оболочки становится постоянным. Можно обнаружить очаги ее помутнения.
  • Крайне высокое (выше 40 мм рт. ст.). Отмечается стойкий отек роговицы. Помутнение выражено в значительной степени.

Причины развития врожденной глаукомы

Врожденная глаукома в большинстве случаев вызвана дисгенезом, то есть неправильным внутриутробным развитием тех структур глаза, которые участвуют в оттоке внутриглазной жидкости.

Как правило, врожденная глаукома — это генетически обусловленная патология. У 50-70% больных истинной врожденной глаукомой причины ее появления связаны с мутацией в гене CYP1B1. Это становится основой дефектов в строении трабекулярного аппарата. Сеть содержит большое количество плотных коллагеновых и эластиновых волокон, которые не дают жидкости пройти. Сейчас выявлено более 50 вариаций мутаций гена, и все они достоверно связаны с развитием этой болезни. Только в 10% случаев мутации, провоцирующие развитие глаукомы, передаются по наследству. В остальных 90% они возникают случайно (спорадически). Основным фактором риска развития наследственной формы глаукомы у ребенка являются близкородственные связи.

Ювенильная форма врожденной глаукомы развивается из-за мутации в гене MYOC.

У 20% пациентов с врожденной глаукомой аномалии в строении угла передней камеры глаза объясняются не присутствием мутаций у родителей, а хромосомными аномалиями или повреждениями глаз во время внутриутробного развития плода.

Они могут быть вызваны инфекциями (краснуха, вирус герпеса, гриппа, токсоплазмоз), интоксикацией алкоголем, лекарствами.

Детская глаукома в возрасте до 3 лет и старше также может развиться из-за травмы, глазной инфекции, на фоне приема глюкокортикостероидов или после операции по лечению катаракты.

Признаки врожденной глаукомы у детей

Обычно врожденная глаукома поражает оба глаза. Классической триадой заболевания являются:

1. Слезотечение.
  2. Повышенная чувствительность к свету.
  3. Блефароспазм (непроизвольное зажмуривание глаз).

Также у детей обычно обнаруживают:

• Изменения поведения. Ребенок плохо ест и спит, капризничает, плачет;
  • Покраснение глаз.
  • Помутнение роговицы.
  • Увеличение размеров и выпучивание глаз.
  • Ухудшение зрения за счет развития близорукости.
  • Косоглазие.
  • Ритмичные подергивания глазных яблок (нистагм).

Ребенок постарше может пожаловаться на боль и дискомфорт в глазах, появление ореолов вокруг яркого источника света, мелькание «мушек» и темных пятен.

Диагностика врожденной глаукомы

Обратиться к детскому врачу-офтальмологу необходимо как можно раньше, так как своевременное начало лечения обеспечит хорошие шансы на полное выздоровление. Большим плюсом врожденной глаукомы является то, что детские глаза могут восстановиться без каких-либо последствий при раннем устранении преграды для оттока жидкости.

Диагноз врожденной глаукомы в нашей клинике офтальмологии устанавливают только после всестороннего и комплексного обследования. На первичном приеме детский врач-офтальмолог беседует с родителями и по возможности с маленьким пациентом, выясняет симптомы заболевания, семейный анамнез и особенности течения беременности матери.

После он проводит визуальный осмотр глаз, век и слезных протоков. Оценивает остроту зрения, фиксацию взора, полноту движения глаз, цвет склеры (при глаукоме она может быть слегка синего цвета из-за просвечивания сосудистой оболочки).

Далее доктор переходит к инструментальным методам исследования зрения, которые включают:

• Гониоскопию. Осмотр передней камеры глаза с помощью специальной линзы Гольдмана. Помогает обнаружить аномалии трабекулярной сети и шлеммова канала.
  • Биомикроскопию. Осмотр структур глаза с помощью щелевой лампы. Проводится для оценки размеров и обнаружения отека роговицы, разрывов десцеметовой мембраны, измерения глубины передней камеры глаза, поиска аномалий радужки, зрачка и хрусталика.
  • Тонометрию. Измерение внутриглазного давления проходит по методу Гольдмана, с использованием тонометра Icare.
  • Офтальмоскопию. Исследование глазного дна проводят для оценки состояния сетчатки и диска зрительного нерва.
  • УЗИ глазного яблока. Используют для измерения размеров глазного яблока при глаукоме.
  • Авторефрактометрию. Проводится для диагностики близорукости и астигматизма, вызванных повышенным давлением внутри глаза.
  • Периметрию. Позволяет обнаружить сужение, выпадение полей зрения у ребенка.
  • Оптическую когерентную томографию. Детальная визуализация всех структур глаза позволяет с максимальной точностью установить причину, стадию и прогноз заболевания.

Наша клиника офтальмологии оснащена современным оборудованием, которое позволяет быстро и максимально точно диагностировать болезни глаз.

Лечение врожденной глаукомы у детей

Лечение врожденной глаукомы в нашей клинике офтальмологии построено на ключевых принципах доказательной медицины. Мы используем эффективные, безопасные и научно обоснованные методики, которые гарантировано приведут к положительному результату. Каждый этап лечения обсуждается с родителями юного пациента.

Лечением первой линии является операция. Только хирургическим методом возможно устранить препятствия оттока водянистой влаги. У детей может быть проведено несколько вариантов хирургического вмешательства:

• Улучшающие отток глазной жидкости:
    • Гониотомия. Операцию делают на ранних стадиях глаукомы при условии прозрачности оптических сред глаза. Специальные инструменты вводят внутрь глаза и выполняют ими маленький разрез в углу передней камеры, восстанавливая нормальную циркуляцию и отток жидкости.
    • Трабекулотомия. Данный вид вмешательства используют при помутнении роговичной оболочки. Через микроскопический разрез в склере рассекается трабекула — часть фильтрационного аппарата глаза.
    • Трабекулэктомия. Во время операции удаляют маленькую часть трабекулярной сети. Жидкости оттекает под конъюнктиву, благодаря чему происходит снижение давления внутри глаза. Операцию можно комбинировать с трабекулотомией и выполнять после неудачных вмешательств.
  • Уменьшающие продукцию жидкости:
    • Лазерная циклофотокоагуляция. Импульсы лазера разрушают часть клеток, которые вырабатывают водянистую влагу.
  • Дренирующие вмешательства. Маленькие шунты, клапаны имплантируются в глаз, чтобы создать новый путь для оттока внутриглазной жидкости и снижения давления.

Операции в нашей клинике проводятся с использованием специального микрохирургического инструментария и современного операционного микроскопа.

Медикаментозная терапия врожденной глаукомы обычно используется до и после операции в качестве дополнения к хирургическому вмешательству. Для этого после информированного согласия родителей назначаются средства в безопасных дозах, которые снижают давление и улучшают кровоток внутри глаза.

После операции нужно обязательно совершать регулярные визиты к детскому офтальмологу. Благодаря мониторингу мы проверяем эффективность проведенного лечения, отсутствие осложнений и корректируем последствия высокого внутриглазного давления. Для устранения амблиопии и близорукости проводятся оптическая коррекция зрения и плеоптическое лечение. Плеоптика — это направление, которое занимается повышением остроты зрения, развитием бинокулярного зрения путем стимуляции клеток сетчатки специальными программами и аппаратами.

Если ваш ребенок нуждается в комплексной диагностике и лечении врожденной глаукомы, можете обратиться в нашу клинику офтальмологии в Москве. У нас превосходная репутация, лучшие врачи-офтальмологи, разумные цены на услуги, быстрая запись, достоверная диагностика и эффективное лечение.

Московская офтальмологическая клиника находится по адресу: г. Москва, ул. Анны Ахматовой, д. 11к1. Записаться на прием к детскому врачу-офтальмологу или уточнить стоимость диагностики и лечения глаукомы можно через форму на нашем официальном сайте.