Увеит у детей

Сосудистый тракт глаза состоит из радужки, ресничного тела и собственно сосудистой оболочки. Воспаление сосудистого тракта глаза у детей в целом встречается редко, однако может грозить развитием тяжелых осложнений и слепоты из-за длительного бессимптомного течения. Своевременная диагностика и лечение детского увеита — основной инструмент восстановления и сохранения зрения у ребенка.

Кудряшова Елена Александровна
Ахмедова Леман Имамгулу кызы
Увеит у детей

Что такое увеит?

Увеит — воспалительное заболевание сосудистого тракта глаза. Извитой ход и сложная, обильная сеть сосудов создают благоприятные условия для размножения инфекционных агентов (вирусов, бактерий и паразитов) и отложения иммунных комплексов, которые провоцируют воспаление.

В зависимости от локализации процесса, увеит можно разделить на:

• Передний. Он составляет 30-40% всех случаев. При нем поражаются радужка и ресничное тело, то есть передний отрезок глаза.
  • Задний. Его доля составляет 40-50%. Воспаление распространяется на сетчатку и зрительный нерв.
  • Средний (промежуточный). Процесс локализуется в стекловидном теле. Около 10-20% всех увеитов являются средними.
  • Панувеит. Воспаление затрагивает все элементы сосудистого тракта. Не превышает 5% среди других случаев детского увеита.

Увеит может быть острым и хроническим, что отражается на клиническом течении заболевания и прогнозе.

Причины увеита у детей

Для офтальмологов принципиальное значение имеет природа увеита, а именно является он инфекционным или неинфекционным. От этого зависят тактика лечения и прогноз заболевания.

Основными возбудителями инфекционного увеита являются:

• Вирус простого герпеса, ветряной оспы и цитомегаловируса.
  • Вирус краснухи.
  • Стрептококк группы А (после перенесенной ангины).
  • Токсоплазма.
  • Трепонема.
  • Туберкулезная палочка.

Инфекционные агенты могут попасть в глаза ребенка, когда тот еще находится в утробе матери. При инфекциях у беременной женщины вирусы, токсоплазмы и другие микроорганизмы могут легко проникнуть через плацентарный барьер в организм плода. В связи с этим увеит может проявиться у ребенка сразу после рождения или в первые недели жизни.

Однако врожденные увеиты — это скорее редкость, и воспаление обычно появляется в дошкольном или школьном возрасте.

Инфекционные увеиты протекают остро, однако вялотекущее течение с рецидивами не являются редкостью, особенно при туберкулезе.

Причиной неинфекционного увеита у детей в большинстве случаев являются системные заболевания. К ним относятся:

• Ювенильный ревматоидный артрит. Самая частая причина переднего увеита.
  • Саркоидоз.
  • Тубулоинтерстициальный нефрит.
  • Воспалительные заболевания кишечника.
  • Системная красная волчанка.
  • Псориаз.
  • Рассеянный склероз.

Неинфекционные увеиты составляют основную группу болезней и очень часто протекают бессимптомно, переходя в хроническую форму.

Меньшую группу составляют травматические увеиты. Около 50% случаев остаются идиопатическими, то есть настоящей причины развития не обнаруживается.

Симптомы увеита у детей

В целом клиника заболевания зависит от возраста ребенка, его способности сформулировать свои жалобы, локализации воспаления и того, острое оно или хроническое. Если течение переднего увеита острое, то у ребенка отмечают следующие симптомы:

• Покраснение глаза.
  • Слезотечение.
  • Светобоязнь.
  • Зажмуривание глаз.
  • Болезненные ощущения, которые усиливаются при надавливании на глаз, ярком освещении и во время сна.
  • Ухудшение зрения из-за помутнения сред глаза.
  • Может быть отек века, сужение глазной щели.

Если ребенок очень маленький, он не сможет рассказать о своих симптомах. Ориентироваться нужно на изменение поведения и внешний вид глаз. Нередко у маленьких детей симптомы выражены незначительно, поэтому даже небольшие изменения со стороны глаз, особенно при наличии факторов риска (наследственность, проблемы во время беременности), требуют настороженности и помощи детского врача-офтальмолога при необходимости.

При хроническом переднем и заднем увеите на первый план выходят процессы пролиферации и фиброзирования, то есть в месте воспаления клетки соединительной ткани начинают активно делиться и частично замещать здоровую ткань. Появляются синехии или спайки. Они сращивают, стягивают между собой различные элементы сосудистого тракта, нередко приводя к необратимым осложнениям (эпиретинальные мембраны, витреоретинальные сращения, тракционная отслойка сетчатки, вторичная глаукома и катаракта).

Задний увеит характеризуется тем, что боли при нем нет. Нередко фокусы воспаления обнаруживаются случайно, во время осмотра глазного дна у офтальмолога. Среди симптомов заднего увеита можно выделить:

• Снижение остроты зрения.
  • Выпадение (появление скотом) или сужение полей зрения.
  • Мерцание, искры, вспышки перед глазами.
  • Субъективное увеличение, уменьшение или искажение формы предметов.

Чтобы достоверно убедиться или исключить воспаление средней оболочки глаза, необходимо как можно раньше обратиться к детскому офтальмологу для комплексной диагностики и проведения дополнительных лабораторных исследований.

Диагностика в нашей клинике офтальмологии

Диагностический поиск в Московской офтальмологической клинике осуществляется по мировым стандартам. Мы опираемся на ключевые принципы доказательной медицины и используем научно обоснованный подход к диагностике и лечению увеитов.

Прием детского врача-офтальмолога начинается со знакомства, установления доверительных отношений с родителями и ребенком, если позволяет возраст.

На 1 этапе консультации мы обязательно уточняем жалобы и анамнез. Нам важно понимать, как протекала беременность, болела ли женщина какими-нибудь инфекциями в этот период, есть ли наследственная предрасположенность к развитию аутоиммунных заболеваний.

2 этап включает визуальный осмотр и инструментальные исследования.

Базовыми исследованиями являются биомикроскопия и офтальмоскопия. При осмотре доктор может выявить следующие диагностически значимые изменения со стороны глаз:

• Расширение сосудов и отек радужки, склеры и иногда конъюнктивы.
  • Изменение цвета и структуры радужки. Ее контуры смазываются, голубой цвет глаз превращается в грязно-желтый/зеленый.
  • Реакция зрачка на свет вялая.
  • Помутнение водянистой влаги в передней камере глаза.
  • Выделение гнойного экссудата в передней камере глаза, которое выглядит как желтоватая жидкость ниже/выше уровня радужки (гипопион).
  • Гифема — полоса красного цвета в передней камере глаза. Это скопившаяся там кровь.
  • На задней поверхности роговицы и в стекловидном теле можно обнаружить взвесь из клеток воспаления (преципитаты). Они оседают и прилипают к разным структурам глаза.
  • Образование синехий (спаек) между радужкой и хрусталиком.
  • При расширении зрачка появляются деформации из-за разрывов синехий.
  • Обнаружение очажков воспаления и отека вокруг сосудов и зрительного нерва.

Также для диагностики увеита, его осложнений и оценки степени их тяжести в нашей клинике проводят следующие исследования:

• Определение остроты зрения.
  • Периметрия.
  • Оптическая когерентная томография.
  • Флюоресцентная ангиография.

Клиника офтальмологии оснащена самым современным оборудованием, которое позволяет нам быстро и максимально точно диагностировать различные заболевания глаз. Обнаружить возбудителя инфекции или иммунологические причины увеита можно с помощью лабораторных исследований.

Лечение увеита у детей

Лечением увеита, особенно неинфекционного, занимается мультидисциплинарная команда с обязательным участием офтальмолога и ревматолога.

В процессе лечения маленький пациент должен посещать регулярные осмотры офтальмолога для оценки эффективности проводимой терапии и ее коррекции при необходимости.

Основными целями лечения увеита являются подавление воспаления и снижение риска осложнений.

Лечение неинфекционного увеита у детей консервативное и пошаговое. Оно включает такие группы препаратов, как:

• Глюкокортикостероиды. Первой линией терапии считаются топические стероиды в каплях, мазях. На системные стероиды переходят в исключительных случаях и только по показаниям, так как у этих препаратов большой перечень побочных эффектов, особенно для детей.
  • Нестероидные противовоспалительные средства. Эффективно снимают воспаление, но не являются терапией первой линии.
  • Иммуномодуляторы. При неэффективности терапии глюкокортикостероидами мы переходим к иммуномодулирующим средствам (антиметаболиты и Т-клеточные ингибиторы).
  • Модификаторы биологического ответа. Четвертой линией терапии являются ингибиторы фактора некроза опухоли. Это моноклональные антитела (адалимумаб, инфликсимаб), которые доказали свою эффективность и безопасность для лечения детского неинфекционного увеита, в частности хронического.

Инфекционные увеиты лечат с помощью антибактериальных и противовоспалительных средств. Подбор лекарств осуществляется с учетом возраста юного пациента и безопасности для его здоровья. Активно используют капли, расширяющие зрачок, для предотвращения образования синехий.

При развитии осложнений (чаще всего вторичных глаукомы и катаракты) мы используем медикаментозные и оперативные методы их лечения, выполняем лазерную коагуляцию сетчатки.

Если вам требуется помощь в диагностике и лечении увеита у ребенка, можете обратиться в нашу клинику офтальмологии в Москве. У нас превосходная репутация, лучшие врачи-офтальмологи, разумные цены на услуги, быстрая запись, достоверная диагностика и эффективное лечение.

Московская офтальмологическая клиника находится по адресу: г. Москва, ул. Анны Ахматовой, д. 11к1. Записаться на прием к детскому врачу-офтальмологу или уточнить стоимость диагностики и лечения увеита у детей можно через форму на нашем официальном сайте.