Снижение остроты зрения — какие самые распространенные причины?

Основными причинами снижения остроты зрения являются:

• - Аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм и пресбиопия).
  • - Усталость и длительная зрительная нагрузка. Они вызывают обратимое ухудшение зрения;
  • - Косоглазие и амблиопия. Часто являются следствием некорригируемых нарушений рефракции.
  • - Катаракта. Помутнение хрусталика ведет к появлению пелены перед глазами.
  • - Глаукома. Повышенное внутриглазное давление может спровоцировать развитие туннельного зрения.
  • - Поражение сетчатки (разрыв, отслойка, диабетическая ретинопатия). Проявляется резким появлением мушек перед глазами, искр и слепых пятен.
  • - Инфекции. Воспаление любой структуры глаза провоцирует ухудшение зрения.
  • - Синдром сухого глаза. Зрение снижается за счет зрительных искажений от недостатка слезной жидкости.
  • - Болезни стекловидного тела (гемофтальм, дистрофические изменения).
  • - Возрастная макулярная дегенерация. Дистрофические и атрофические изменения в зоне макулы значительно ухудшают зрение в пожилом возрасте.
  • - Травмы и операции на глазах.
  • - Мигрени с аурой. Головной мозг генерирует зрительные «спецэффекты» в виде вспышек света, светящихся зигзагов.
  • - Поражение зрительного нерва (неврит) и зрительной коры головного мозга (при инсульте, рассеянном склерозе или опухоли).
Мушки перед глазами — стоит ли беспокоиться?

Мушки перед глазами — это неподвижные или движущиеся мелкие объекты в поле зрения в виде черных точек, запятых, палочек, колец, червячков, паутинок и т. д.

В 80% случаев причиной появления постоянных мушек перед глазами является деструкция стекловидного тела. Она появляется у пожилых людей или у людей, перенесших травму, операцию на стекловидном теле. В результате гелевая текстура тела изменяется, в ней формируется взвесь из дистрофичной ткани, которая отбрасывает тень на сетчатку.

Резкое и преходящее появление мушек перед глазами может свидетельствовать о разрыве и отслоении сетчатки. Мушек сопровождают искры, вспышки света и снижение остроты зрения. Это серьезное осложнение, которое может грозить потерей зрения. Требует неотложной помощи офтальмолога.

В редких случаях мушки перед глазами появляются при воспалении сетчатки и сосудистой оболочки глаза. Человек с ретинитом и увеитом также нуждается в скорейшей помощи офтальмолога.

Мушки и слепые пятна в поле зрения (скотомы) могут говорить о ретинопатии, вызванной повышенным артериальным давлением и сахарным диабетом.

При появлении зрительных искажений, в частности мушек, шума, пелены и искр перед глазами, обратитесь к врачу-офтальмологу для обследования.

Болит глаз при движении — нужно идти к врачу?

Глазная боль может быть вызвана разнообразными причинами, начиная с ячменя и заканчивая воспалением зрительного нерва. Некоторые состояния не опасны и проходят самостоятельно, но другие требуют обязательной помощи врача-офтальмолога.

• - Глаукома. Повышенное внутриглазное давление — опасное заболевание, которое грозит отслойкой сетчатки, если не будет лечения.
  • - Неврит зрительного нерва. Проявляется сильной болью при движении глазных яблок и может осложниться прогрессирующим снижением зрения.
  • - Повреждение роговицы. Поверхностная царапина может пройти сама через несколько дней, а может перерасти в эрозию и язву роговицы. Именно поэтому если произошла травма глаза, обязательно обратитесь к врачу.
  • - Инородное тело. Обычно в глаза попадают древесные опилки, металлическая стружка, пыль и песок. Нужно обратиться к врачу для того, чтобы он извлек инородное тело и назначил противовоспалительное лечение.
Что такое скотома?

Скотома — это дефект поля зрения, который закрывает часть рассматриваемого объекта. Скотому также называют слепым пятном. Она может быть разной формы и обычно выглядит как полностью темное пятно, потускневший или размытый очаг.

Скотома — всегда симптом. Как правило, слепые пятна появляются при поражении сетчатки или зрительного нерва. Они могут быть позитивными и негативными. Плюс-скотомы видит сам человек, они располагаются в поле зрения. Минус-скотомы не видны человеку, они обнаруживаются только при обследовании у врача-офтальмолога. Скотому могут сопровождать вспышки света, искры, повышение светочувствительности, двоение в глазах и снижение остроты зрения.

Чаще всего скотомы появляются при глаукоме, отслоении сетчатки и ретинопатиях.

Сколько стоит коррекция зрения, от чего зависит цена?

Лазерная коррекция зрения — эффективный и безопасный способ восстановления остроты зрения путем минимально инвазивного вмешательства на роговицу глаз.

Стоимость лазерной коррекции зрения в большинстве клиник рассчитывают за 1 глаз.

Цена на лазерную коррекцию зависит от ее вида. ФРК (фоторефракционная кератэктомия) считается наиболее бюджетным вариантом, далее в порядке возрастания цены идут LASIK, Femto Lasik и SMILE. В Московской офтальмологической клинике офтальмохирурги делают операцию Femto Lasik с учетом персонализированного профиля роговицы.

С помощью современного диагностического оборудования на этапе подготовки мы составляем точную топографическую карту вашей роговицы глаза. Далее анализатор волнового фронта осуществляет тщательное исследование прохождения лучей света через ту самую роговицу и в результате выявляет аберрации высших порядков. После все полученные данные проходят компьютерную обработку и группируются. Таким образом формируется персональная программа коррекции у конкретного пациента, которая переносится специалистом в эксимерный лазер. Во время операции лазер делает коррекцию по индивидуальной программе, а не по шаблону. Такая операция будет более дорогостоящей.

Устают глаза от работы за компьютером, что делать?

Усталость глаз — самый распространенный повод для обращения к врачу-офтальмологу. Основной причиной усталости глаз является длительная зрительная нагрузка, из-за которой глазные мышцы долго находятся в сильном напряжении.

Чтобы снять усталость глаз и восстановить комфортное зрение, важно внедрить в свою жизнь гигиену зрения. Для этого соблюдайте следующие рекомендации:

• - Делайте перерывы при работе за компьютером. Отвлекайтесь от монитора каждые 15-20 минут.
  • - Регулярно выполняйте упражнения для расслабления и укрепления глазодвигательных мышц.
  • - Посмотрите попеременно на объекты вблизи и вдали. Часто поморгайте и сделайте глазами 8-ку.
  • - Сделайте легкий массаж век. Подушечками пальцев, слегка нажимая, массируйте закрытые веки и глазные яблоки через них.
  • - Не используйте телефон и ноутбук перед сном. Синее свечение имитирует бодрствование, головной мозг, как и глаза, не может из-за этого полноценно отдохнуть.
  • - Спите по 7-8 часов каждый день.

Монитор компьютера должен быть от вас на расстоянии минимум 50 см. На нем не должно быть бликов от солнца или ламп. Оптимальная частота мерцания экрана находится в диапазоне 60-100 Гц.

Какой вид лазерной коррекции лучше?

Не существует универсального варианта для всех глаз. Мы стремимся к персонализации своей практики. Лазерная коррекция улучшает зрение путем изменения формы роговицы лазерным лучом, который таким образом корректирует ее преломляющую силу (рефракцию).

Существует несколько видов лазерной коррекции. Наиболее распространенными являются транс-ФРК, Femto LASIK и Relex SMILE. У каждого из этих методов есть преимущества и недостатки. Передовыми методиками лазерной коррекции зрения считаются Femto LASIK и Relex SMILE.

После них не требуется длительный период реабилитации. Риск осложнений минимален. Пациент не испытывает сильной боли и дискомфорта в глазах после операции. Уже через несколько дней, а при Relex SMILE через 1 день, можно вернуться к обычной жизни.

В нашей клинике выполняются все виды лазерной коррекции. Наши пациенты отдают предпочтение технологиям персонализированной Femto LASIK коррекции и методу Relex SMILE. При очень тонкой роговице мы рекомендуем выполнять транс-ФРК.

Чем отличаются глаукома и катаракта?

Глаукома — это заболевание глаз, при котором происходит повышение внутриглазного давления. Дренажная система глаза при глаукоме не может справиться с отведением внутриглазной жидкости, чем провоцирует подъем внутриглазного давления. Повышенное давление внутри глаза нарушает питание зрительного нерва и повышает риск его атрофии.

Катаракта — возрастное дегенеративное поражение хрусталика, которое проявляется его частичным или полным помутнением.

Возможно одновременное сосуществование двух заболеваний. Это значительно повышает риск слепоты. Как правило, катаракта появляется на фоне уже существующей глаукомы. При этом вторая ускоряет прогрессирование первой более чем в 2 раза.

Что такое сложный астигматизм?

Астигматизм — аномалия рефракции, при которой наблюдается сочетание в 1 глазу 2-х и более значений рефракции (норма, близорукость, дальнозоркость). Главная причина астигматизма — не сферическая форма роговицы и/или хрусталика.

Существуют горизонтальные и вертикальные меридианы или плоскости глаза. Это условные линии, которые проходят через глазное яблоко перпендикулярно друг к другу. Горизонтальный меридиан лежит в секторе 0-180° +-30°. Вертикальный — в секторе 90° +-30°. В зависимости от того, как попадает изображение на сетчатку, в этих меридианах выделяют несколько видов астигматизма:

• - Простой. Нарушение рефракции (близорукость или дальнозоркость) наблюдается только в одной оси. В другой рефракция нормальная (эмметропическая), и изображение попадает на сетчатку.
  • - Сложный. Обе оси (меридианы) имеют одинаковые нарушения рефракции, но разной степени.
  • - Смешанный. Меридианы имеют разные нарушения рефракции. В одном миопия, а в другом гиперметропия.